Дерево конфигурации


Как уже говорилось ранее, дерево конфигурации открывается через пункт меню Конфигурация | Открыть конфигурацию.
Какие же элементы представлены в дереве конфигурации и каково их назначение? В верхней части дерева — непосредственно сама конфигурация (в выбранном примере — Бухгалтерия для Украины). Ниже по иерархии располагаются элементы, входящие в конфигурацию. Такие элементы называются метаданными. Принцип работы с деревом метаданных прост — знак с плюсом означает группу объектов, которую можно раскрыть. Чтобы раскрыть полностью все дерево, можно нажать клавишу <*> на цифровой клавиатуре. Давайте рассмотрим назначение каждого типа метаданных.

  • Свойства конфигурации. Свойства элемента в самой верхней части дерева метаданных (в нашем случае — "Бухгалтерии для Украины"). Здесь хранятся некоторые общие свойства конфигурации. Для того чтобы посмотреть их или изменить, нужно щелкнуть на объекте правой кнопкой мыши и выбрать в контекстном меню пункт Свойства или просто сделать двойной щелчок левой кнопкой на объекте. Впрочем, этот способ просмотра и редактирования свойств используется для всех объектов дерева метаданных. Окно свойств открывается в правой части окна Конфигуратора. Например, окно свойств конфигурации может выглядеть так, как показано на рис. 1.37.        
 
Содержимое окна свойств для каждого объекта соответственно изменяется, показывая свойства конкретно выбранного объекта. Для конфигурации будут одни свойства, для справочника свойства — уже иные, для поля ввода свойства также будут свои, только располагаться они будут в том же окне свойств. Для конфигурации в свойствах задается ее имя и релиз, основной язык работы, способ запуска (обычное приложение или управляемое, проще говоря, работающее через веб-формы), пути к хранилищам настроек и формам отчетов по умолчанию. Здесь же можно внести сведения об авторе, задать заставку, появляющуюся при запуске конфигурации, указать путь к каталогу обновлений и многое другое.

  • Общие. В этом разделе дерева конфигурации хранятся объекты, так или иначе относящиеся ко всем объектам конфигурации. Так, если в подразделе Реквизиты задать общий реквизит, то этот реквизит может быть использован в любом из объектов конфигурации (например, при создании общего реквизита Примечание мы можем использовать его в любом из документов конфигурации). К созданным в разделе Общие общим модулям можно обратиться из любого модуля разрабатываемой конфигурации (то же касается общих форм и общих макетов — печатных форм), в подразделе Роли мы задаем роли всех пользователей и их права, в подразделе Интерфейсы — интерфейсы всех пользователей.

  • Константы предназначены для хранения постоянной и условно-постоянной информации, которая в процессе работы не изменяется или изменяется редко. Главная особенность констант — возможность их многократного использования. Приведу пример: пусть на предприятии работает сотрудник, ответственный за составление документов и их подписание. Обычно рядом с местом для подписи на таких документах должна указываться также фамилия этого человека. Фамилию можно прописать в печатной форме документа, а можно записать в константу. Если записывать фамилию в печатную форму, то при смене лица, ответственного за выписку документов, придется править все печатные формы (а их может быть много). Гораздо проще Ф.И.О. ответственного лица записать в константу, а уже ссылку на нее поместить в печатную форму каждого документа. Если нужно изменить фамилию, она правится непосредственно в константе, и на печатных формах будет меняться автоматически, ведь там находится не само значение, а только ссылка на него. Справочники — это средство для работы со списками однородных элементов данных. При помощи справочников организуется ввод стандартной информации в документы, ее просмотр и изменение. Обычно справочниками являются списки товаров, организаций, валют, сотрудников и др. Основные поля, по которым уникально характеризуется любая запись в справочнике, — это код и наименование.

  • Документы — основное средство совершения хозяйственных операций в системе "1С:Предприятие". С их помощью осуществляются все движения товарно-денежных потоков на предприятии, осуществляется ввод первичных данных в систему, их просмотр и корректировка. Приход товаров на склад, перемещение между складами, отгрузка или продажа через кассовый аппарат, поступление денег на расчетный счет или в кассу, списание неликвидов, т. е. вся эта информация вводится в систему посредством документов соответствующего типа (приходных и расходных накладных, перемещений, списаний, банковских выписок, кассовых ордеров и т. п.). Основные поля, по которым уникально характеризуется любой документ, — это его номер и дата.

  • Журналы документов являются средством для отображения списка документов (по аналогии с реестром). Работая с журналом, пользователь может вводить документы, просматривать, редактировать и удалять. Журналы позволяют сортировать и группировать список документов, просматривать выбранный документ, править его либо удалить. Сами по себе журналы никакой информации не хранят, они лишь отображают списки документов в удобном виде.

  • Перечисления — это специальные типы данных. Они не представляют собой самостоятельные объекты, как справочники или документы, а используются в комплексе с прочими типами данных: числовыми, текстовыми и т. п. Например, в крупном оптовом магазине формируются накладные к отправке заказчикам. Перед погрузкой товаров по каждой накладной, товар проверяет и пересчитывает контролер или охранник: проверил и сделал в накладной пометку "Проверено". Какое может быть состояние проверки? Либо проверено, либо нет. Если бы нам для чего-либо потребовалось указывать в накладной, прошла она проверку или нет — мы могли бы добавить в документ реквизит Проверено, принимающий значения либо "Да", либо "Нет". Вот это и есть перечисление — такой тип данных, который может принимать только одно из заранее определенных значений. В данном случае или "Да", или "Нет".

  • Отчеты предназначены для выборки определенных пользователем данных за указанный период. Сами по себе отчеты не являются хранимыми в базе данных объектами, содержащими информацию, наподобие справочников или документов. Это всего лишь выборки из подобных объектов, создаваемые динамически. Например, вам нужно отобрать остатки в ценах себестоимости по одному из складов за последний месяц. При запуске соответствующего отчета он выбирает из множества записей в базе данных те, которые соответствуют условиям отбора, и выдает на экран в форме, заданной программистом при проектировании отчета в Конфигураторе.

  • Обработки — это программный код, предназначенный выполнять заданные программистом действия. Метаданные этого вида схожи с отчетами, однако в отличие от последних могут не только делать выборку данных, но и производить их изменение, в том числе групповые действия над большим количеством данных. Например, чтобы внести в справочник товаров розничные цены на 20% выше текущих, можно написать обработку, перебирающую все записи справочника и перемножающие соответствующие им розничные цены на 1,2. Обработки бывают внутренними и внешними. Внутренние являются элементами дерева конфигурации, внешние запускаются из внешних файлов с расширением epf через меню Файл | Открыть. Внешние обработки не являются частью конфигурации, а представляют собой внешние программные модули. Понятия "отчет" и "обработка" очень часто пересекаются, внешние отчеты в epf-файлах являются ничем иным, как внешними обработками.

  • Планы видов характеристик предназначены для хранения информации о характеристиках различных объектов. Например, характеристиками товара могут служить цвет, размер, запах, вкус и т. д. По своей структуре схожи со справочниками.

  • Планы счетов — совокупность синтетических счетов, предназначенных для хранения и группировки информации о хозяйственной деятельности предприятия. Счета имеют иерархическую структуру и могут разбиваться на неограниченное количество субсчетов (вложенных счетов). Анализ остатков на таких счетах и движений между счетами позволяет получить информацию о деятельности предприятия в денежном выражении и текущем финансовом состоянии.

  • Планы видов расчета используются в механизме сложных периодических расчетов и служат для описания видов расчета и их взаимного влияния друг на друга.

  • Регистры сведений — в упрощенном представлении это таблицы, которые позволяют хранить произвольные данные в разрезе нескольких измерений. Информация в регистре сведений хранится в виде записей, каждая из которых содержит значения измерений и соответствующие им значения ресурсов. Измерения регистра описывают разрезы, в которых хранится информация, а ресурсы регистра непосредственно содержат хранимую информацию.

  • Регистры накопления — многомерные таблицы, составляющие основу механизма учета движения средств (товаров, денежных средств и т. д.), который позволяет автоматизировать такие направления, как складской учет, взаиморасчеты, планирование. Регистр накопления образует многомерную систему измерений и позволяет "накапливать" числовые данные в разрезе нескольких измерений. Например, в подобных регистрах можно накапливать информацию об остатках товаров в разрезе номенклатуры или склада, или информацию о продажах в разрезе номенклатуры или точек продажи. Измерения регистра описывают разрезы, в которых хранится информация, а ресурсы регистра непосредственно содержат хранимую информацию.

  • Регистры бухгалтерии — это многомерные таблицы, использующиеся в бухгалтерском учете и позволяющие вести учет по нескольким планам счетов, а также количественный, суммовой и валютный учет по отдельным разрезам аналитики. По принципу работы схожи с регистрами накопления. Измерения регистра описывают разрезы, в которых хранится информация, а ресурсы регистра непосредственно содержат хранимую информацию.

  • Регистры расчета — многомерные таблицы, которые служат для хранения записей о тех или иных видах расчета, а также для хранения промежуточных данных и самих результатов выполненных расчетов. Измерения регистра описывают разрезы, в которых хранится информация, а ресурсы регистра непосредственно содержат хранимую информацию.

  • Бизнес-процессы — вид метаданных, предназначенный для описания схем бизнес-процессов.

  • Задачи предназначены для учета заданий и описывают способ их распределения по исполнителям, с учетом организационной структуры предприятия. Напрямую взаимосвязаны с механизмом безнес-процессов.

  • Внешние источники данных позволяют работать с внешними базами данных, не основанными на "1С:Предприятие", такими как MS SQL Server или Oracle Database.

Разумеется, программист в своей деятельности далеко не всегда может использовать какие-либо из приведенных объектов метаданных. Например, в работе магазина по продаже продуктов питания вовсе не обязательно задействовать механизм бизнес-процессов и задач. Но если такая потребность возникнет, возможность его использования есть.

Похожие новости

Комментариев 0

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.